Работа с Индией в сфере экспорта может быть сложной, но при правильном подходе — весьма эффективной. Мы поговорили с Татьяной Шерстневой, директором компании SHERSTNEVA TRADELINKS PRIVATE LTD в Индии, которая регулярно сталкивается с процедурой оформления экспорта товара из Индии. Она помогла сформировать нам данный материал - он содержит основные моменты, на которые стоит обратить внимание компаниям, планирующим или уже осуществляющим экспортные операции из Индии.
Для ведения торговой деятельности в Индии целесообразно иметь юридическое лицо. Это упрощает многие процессы и позволяет действовать в рамках местного законодательства. Обязательными для экспорта являются импортная и экспортная лицензии. Сама экспортная лицензия не имеет товарных или географических ограничений. Однако для экспорта необходимо быть членом ассоциации экспортеров определенной категории товаров, что подтверждается документом RCMC (Registration-cum-Membership Certificate). Этот документ выдается на финансовый год (с марта по март) и его получение может занять до двух недель.
Вся экспортная деятельность в Индии ведется через государственный портал IceGate. Наличие RCMC, регистрация в портах и информация о сделках отображаются именно здесь, и без подтверждения RCMC в системе IceGate экспорт невозможен. Регистрация в ассоциации экспортеров привязана к месту регистрации вашей компании в Индии.
Для экспорта товаров необходимо быть зарегистрированным в каждом порту или аэропорту, через который планируется отправка. Крупнейший порт, Nhava-Sheva, обрабатывает до 65% индийского экспорта, и регистрация в нем может автоматически распространяться на другие порты через систему IceGate. Процесс регистрации в порту может быть длительным, занимая до трех месяцев, поэтому начинать его стоит заблаговременно. Для авиаперевозок требуется отдельная регистрация в аэропортах.
Банковский счет, используемый для экспортных операций, также должен быть зарегистрирован в системе IceGate с указанием кода отделения банка. Это критически важно для строгого валютного контроля и автоматического получения экспортных льгот.
В отличие от некоторых стран, в Индии не работает схема, когда другая компания выступает номинальным экспортером, если у фабрики нет собственной экспортной лицензии. Для любого перемещения груза внутри страны отправитель должен оформить электронный документ E-WayBIL, содержащий номера налогоплательщиков (GST-номера) отправителя, получателя и перевозчика. Без E-WayBIL груз не будет выпущен на дорогу.
Тем не менее, если у фабрики нет экспортной лицензии, можно воспользоваться услугами экспортной/импортной компании-посредника. Такая компания приобретет товар у фабрики и осуществит экспорт от своего имени. Но при данной схеме, оплата за товар от зарубежного покупателя должна поступить на счет компании экспортера.
Наиболее распространенные условия работы при экспорте из Индии — FOB (Free On Board), когда продавец несет расходы по экспортному оформлению и доставке до порта отгрузки.
Вам нужна консультация?
Перевозка грузов по Индии может быть сопряжена с задержками из-за медленного трафика и не всегда своевременного информирования брокера. Также встречаются случаи вымогательства дополнительных платежей со стороны перевозчиков.
При условиях FOB, перевозчика для доставки груза до порта может нанимать как локальный агент, так и сам продавец. Выбор надежного брокера имеет ключевое значение. Брокеры, как правило, должны иметь представительство непосредственно в порту для оперативного решения всех вопросов. Следует быть готовым к тому, что индийские брокеры могут быть менее клиентоориентированными, особенно в таких крупных портах, как Nhava-Sheva.
Предварительный шиппинг-билл: До того, как груз поступит на склад временного хранения (СВХ) в порту, должен быть оформлен предварительный шиппинг-билл. Это, по сути, черновик коносамента и частично таможенный документ. На его основании груз принимается в порту. Стоимость оформления составляет около 5000 рупий (примерно 3500 рупий + 18% GST).
Склад временного хранения (СВХ): Груз хранится на СВХ в порту после поступления, обычно с бесплатным периодом хранения.
Экспортная декларация: Открывается, когда груз находится на СВХ в порту, и закрывается в момент погрузки груза на судно и его отплытия.
При экспорте товары могут быть оплачены без НДС, однако НДС уплачивается подрядчикам внутри страны. Возврат уплаченного НДС осуществляется раз в год после подачи налоговой отчетности (через полгода после окончания финансового года). Этот процесс может быть сложным, часто требующим взаимодействия с местными чиновниками. Для упрощения рекомендуется сразу включать НДС в цену товара и указывать его в инвойсе для автоматического возврата.
Помимо основных лицензий, для определенных категорий товаров могут потребоваться дополнительные сертификаты. Например, для продуктов питания необходимы санитарные сертификаты, такие как FSSA.
Для официальной переписки с индийскими агентами и поставщиками рекомендуется использовать электронную почту, так как она имеет юридическую силу в Индии. Мессенджеры, такие как WhatsApp, используются для неформального общения, но документы, переданные через них, могут считаться контрагентами недействительными.
Процесс экспортного оформления в Индии регулируется индийским законодательством и не зависит от страны-получателя. Различия могут быть связаны лишь с требованиями страны-импортера к упаковке или маркировке.
Для эффективной работы с индийскими агентами требуется четкая коммуникация и настойчивость, так как они могут быть медлительны и требовать регулярных напоминаний.
Стандартное экспортное оформление груза из Индии, при наличии всех лицензий и регистраций, занимает минимум две недели с момента готовности товара на складе до отплытия судна. Эти сроки обусловлены высоким трафиком, очередями в портах (например, в Мумбаи из-за реконструкции), а также необходимостью таможенного досмотра
Таможенный досмотр проводится инспектором на складе временного хранения (СВХ) в порту и может занимать 1-2 дня. Эффективность досмотра часто зависит от качества и связей агента. Задержки также могут возникнуть при повреждении упаковки, требуя специального разрешения и присутствия таможенника для переупаковки.
Проверяйте наличие экспортных лицензий и регистраций у индийского поставщика заранее. Убедитесь, что ваш индийский поставщик имеет не только общие экспортные лицензии, но и необходимые отраслевые сертификаты (RCMC) и регистрацию во всех портах/аэропортах, через которые будет идти груз. Это критически важно для предотвращения задержек на этапе оформления и отправки. Помните, что регистрация в портах может занимать до трех месяцев.
Будьте готовы к длительным срокам экспортного оформления и внутренней логистики. Даже при идеальных условиях, с момента готовности товара на фабрике до отплытия судна может потребоваться минимум две недели. Внутренние перевозки по Индии могут быть медленными из-за загруженности дорог и требуют оформления электронного документа EVBIL. Заложите эти сроки в свои планы и бюджет.
Рассмотрите использование специализированных экспортных компаний в Индии. Если ваш поставщик (фабрика) не имеет необходимых экспортных лицензий, рабочим решением является сотрудничество с индийской экспортной/импортной компанией. Они могут приобрести товар у фабрики и осуществить экспорт от своего имени, снимая с вас риски, связанные с нелицензированным экспортером.
Уделяйте особое внимание выбору и контролю локального брокера (=транспортного подрядчика в РФ). Надежный и опытный брокер, имеющий представительство непосредственно в порту, критически важен для своевременного и корректного оформления груза, а также для эффективного прохождения таможенного досмотра. Будьте готовы к тому, что для достижения результата может потребоваться настойчивость в общении с индийскими агентами.
Используйте электронную почту для всей официальной переписки. Электронная почта является юридически значимым документом в Индии. Избегайте использования мессенджеров (например, WhatsApp) для передачи официальных документов и инструкций, так как они могут быть не признаны в случае возникновения споров.
Данный материал был сформирован благодаря нашему партнеру – Шерстневой Татьяне, с которой мы провели интервью и она профессионально ответила на все наши вопросы.
Компания Татьяны занимается пошивом готовой одежды для детей и взрослых, поставкой ткани, поставкой отделочных материалов (натурального камня) из Индии и Китая.
Если вы заинтересованы в закупке товара и сотрудничестве, вы можете найти контакты компании через их Telegram-канал, YouTube-канал и сайт.
Наши специалисты готовы ответить на все интересующие вас вопросы. Для этого оставьте заявку и мы Вам перезвоним. Либо позвоните нам по телефону: +7 (495) 118-93-08
Экспорт из Индии: ключевые аспекты и работа с местными агентами
Роль аналитики данных в логистике: как прогнозировать спрос и оптимизировать маршруты
Управление обратной логистикой: как организовать возврат товаров и минимизировать потери
Оптимизация складских процессов: как повысить производительность и снизить издержки
Кросс-докинг: преимущества и особенности внедрения в логистических процессах
Логистика "последней мили": как решить главную проблему доставки в городах
Логистика в условиях кризиса: адаптация к изменениям на рынке и ограничениям
Логистические хабы: роль распределительных центров в глобальной торговле
Анализ затрат в логистике: как снизить расходы без потери качества
Контейнеры для логистики: виды и их особенности
Риски перехода на ЭДО в логистике
Внедрение беспилотных технологий в грузоперевозках
Суда в Новороссийске почти неделю ждут выгрузки
В 2024 году российский морской флот обеспечил перевозку лишь 7% сухогрузных грузов
Доставка продуктов дронами